Опубликовано 21.11.2024 | Автор: Администратор
0Биба снова захватывает Лондон
Кто—то может возразить, что Британия переживает 70-е годы с высокой инфляцией, вялым экономическим ростом и массовыми забастовками, хотя сегодня на пикеты выходят врачи и железнодорожники, а не шахтеры. Так что это был самый подходящий момент для организации выставки, посвященной Biba, новаторскому лондонскому бутику, а позже универмагу, в котором царил демократичный дух и клиенты которого варьировались от членов королевской семьи и Rolling Stones до подростков, желающих потратить свои карманные деньги. 22 марта в Лондонском музее моды и текстиля откроется выставка “История Биба: 1964-1975”.
В нем рассказывается об истории Biba в 40 нарядах — по 10 из каждой коллекции лондонского магазина — и используются личные архивы основательницы Барбары Хуланицки, книги для прессы, переписка и маркетинговые материалы, а также одежда, предоставленная во временное пользование частными коллекционерами.
Образы варьируются от стильных платьев-сорочек, которые Хуланицки разрабатывала в 60-х, до палантинов devore, пальто с леопардовым принтом и боа из перьев в 70-х, когда Biba стала модным магазином, предлагающим моду, косметику, продукты питания и товары для дома. Последний магазин на Кенсингтон-Хай-стрит был семиэтажным и назывался Big Biba.
Он открылся в 1973 году, и в нем были фуд-холл, ресторан на 500 посадочных мест под названием Rainbow Rooms, где когда-то играли New York Dolls, и самый большой сад на крыше в Европе. “Вы могли есть, спать и дышать Бибой — жить в мире. Вам никогда не приходилось покидать магазин”, — говорит куратор Мартин Пел, глава отдела моды и текстиля в Королевском павильоне и музеях в Брайтоне, Англия, который тесно сотрудничал с Хуланицки на выставке.
Покупатели уходили — в конце концов — но продолжали возвращаться. Среди них были принцесса Анна, Твигги, Брижит Бардо, Джулия Кристи, а также Сонни и Шер. Мик Джаггер был поклонником стиля Biba, а Кит Ричардс, как известно, даже носил на сцене маленькие пиджаки Biba. Пэл долгое время был увлечен Biba. В 2012 году он курировал выставку “Биба и не только: Барбара Хуланицки” в Брайтонском музее и художественной галерее. В 2014 году он в соавторстве с Хуланицки написал книгу “Годы Биба, 1963-1974”. Выставка, которая продлится до 8 сентября, приурочена к 60-летию первого магазина Biba, который Хуланицки основала вместе со своим мужем Стивеном Фитц-Саймоном. В нем рассказывается об 11-летнем опыте работы Biba в бизнесе и дальновидном подходе Hulanicki к розничной торговле. Демократия и инклюзивность всегда были на первом месте, начиная с первой линейки косметики для чернокожих и заканчивая рекламой Biba в зарождающейся гей—прессе (гомосексуальность была декриминализирована в Англии в 1967 году) и заканчивая яслями, которые Хуланицки организовала для своего персонала, состоящего в основном из женщин, которые были известны как “девочки Биба”. “Там царила эгалитарная философия, а персонал на 95% состоял из женщин. Была пара водителей фургонов, которые были мужчинами, но на этом все”, — говорит Пэл.
Всесторонний подход Хуланицки вышел за рамки магазина: Biba продавала ежедневники, в которых содержались рекомендации по ресторанам, ночным заведениям, местам для посещения и советы о том, как вести образ жизни “Биба”. В основе всего этого лежала мода. Хуланицки начала свою карьеру в качестве модного иллюстратора, работая в таких изданиях, как Women’s Wear Daily, Vogue и Tatler, и начала продавать свои стильные модели по каталогам, которые также будут представлены на лондонской выставке. Изображения для каталогов Biba были сделаны такими фотографами, как Хельмут Ньютон и Сара Мун, а графика отличалась оригинальностью.
Хуланицки относилась к каталогам как к модным страницам журнала, создавая законченные образы для своих клиентов. Одежда — в каталогах и магазинах — была не только привлекательной, но и дешевой. Пэл отмечает, что если в магазине Mary Quant цены колебались в районе 30 фунтов, то в магазине Biba — всего 3 фунта. “Школьницы могли зайти, купить эту потрясающую одежду и почувствовать себя преображенными. Они могли ходить по улице, чувствуя себя кинозвездами. Такого раньше никогда не случалось, и это было намерением Барбары”, — говорит он. Пэл также рассказывает о знаменитом облегающем силуэте Biba с узкими рукавами и высокими проймами. “Люди скажут, что в Biba на самом деле ничего нельзя сделать. Ты даже окно открыть не мог”, — говорит он. Пэл считает, что тонкие линии появились благодаря тому, что Хуланицки работала иллюстратором моды. “Она понимала влияние смелых силуэтов без вычурных деталей по краям”, — говорит он. В те времена люди тоже были стройнее. С 1940 по 1954 год в Великобритании действовало нормирование, а это означало, что 16-летние подростки, переступившие порог первого крошечного магазина Biba на Абингдон-роуд в Кенсингтоне, не привыкли есть много. Многие из этих узких вещей были изготовлены в Великобритании, на фабриках в лондонском Ист-Энде, а текстиль был изготовлен на фабриках Северной Англии. Пэл говорит, что Хуланицки использовала лучшую ткань, которую могла себе позволить, и что на ранней одежде Biba даже не было этикеток, чтобы снизить расходы.
Выставка также прослеживает эволюцию стиля Biba на примере магазинов, которые переместились с Абингдон-роуд на Черч-стрит и, наконец, на Кенсингтон-Хай-стрит, где царила атмосфера сочетания ар-деко, викторианской эпохи и голливудского глэма. Хотя первым хитом Hulanicki стало простое платье в розовую клетку с вырезом на спине и платком в тон, со временем Biba стала ассоциироваться со стилем барокко и насыщенными цветами, такими как баклажан, ржавчина и золото, которые в то время считались необычными.
Тени для век и губная помада были выполнены в темно-синих тонах и полностью черного цвета. В большом магазине Biba царила такая же таинственность. Витрины были затемнены, в то время как дизайнеры-декораторы работали над оформлением магазина. Стеллажи и полки ломились от блузок с пышными бантами, множества туфель на платформе и шляп с широкими полками. “Это была розничная торговля как театр — и видение одной женщины”, — говорит Пэл. Стивен Джонс, который работал с Пэлом над выставкой “Шляпы Стивена Джонса” в Королевском павильоне в 2019 году, говорит, что шопинг в Big Biba был чем—то необычным — как будто попал в фильм «Теда Бара».
Модистка вспоминает, как пришла в магазин со своей старшей сестрой и почувствовала себя ошеломленной. Тогда он был маленьким школьником и вспоминает, что видел туфли из набивной ткани с гигантским изгибом носка. “Они были похожи на туфли Микки Мауса. До этого я знал только о школьной обуви — я не знал, что она может быть разной формы”, — говорит Джонс, добавляя, что когда он вернулся в магазин спустя годы, “я почувствовал себя самым искушенным человеком на планете». Хуланицки хотел, чтобы все чувствовали себя так же. В каталоге выставки, составленном Пэлом и опубликованном издательством Yale University Press, есть цитата из Хуланицки, датированная 1970 годом.
В нем она говорит, что ее целью было “создать атмосферу, в которой можно было бы поверить». Я думаю, людям просто нужно куда-то пойти, куда-то, что не является ”приземленным». Им не нужно ничего покупать, они просто чувствуют себя счастливее от этого». Ритейл-терапия, опережающая свое время.