Гарлемский ренессанс и трансатлантический модернизм Музея Метрополитен


Опубликовано 21.11.2024 | Автор: Администратор

0

Гарлемский ренессанс и трансатлантический модернизм Музея Метрополитен


Молодая пара позирует на Западной 127-й улице в Гарлеме в своем новеньком сверкающем «кадиллаке». На ней шляпа-клош и легкая улыбка, а он холодно смотрит на нее из-под широких полей мягкой шляпы. На них обоих экстравагантные енотовые шубы длиной до щиколоток. Фотография Джеймса Ван Дер Зее 1932 года, озаглавленная “Пара”, входит в число 160 произведений живописи, скульптуры, фотографии, кино и других однодневок на обширной выставке “Гарлемский ренессанс и трансатлантический модернизм” в Музее искусств Метрополитен, которая откроется 25 февраля и продлится до 28 июля. Выставка представляет собой всеобъемлющую и давно назревшую хронику того, как чернокожие художники интерпретировали и изображали повседневную жизнь в Гарлеме с 1920-х по 1940-е годы, в первые десятилетия Великого переселения народов, когда миллионы афроамериканцев покинули изолированный сельский юг и перебрались в Нью-Йорк, Чикаго и другие города.

Это был рассвет эпохи джаза с его модными платьями и костюмами Zoot, и, как ясно показывает “Пара” Ван Дер Зее, мода была неотъемлемым элементом, рассказывающим о процветании и человечности чернокожих американцев и противодействующим десятилетиям расистских изображений, от газетных карикатур до шоу менестрелей и водевильных театров. “Мода, процесс украшения, в этот момент американской истории были ключевыми элементами в создании нового образа жизни для чернокожих”, — говорит Джессика Линн, писательница, искусствовед и ведущая подкаста The Met “Гарлем повсюду”. Доминирующий нарратив с точки зрения визуальных изображений и культурных достижений, добавляет Линн, утверждал, что чернокожие люди были “подчиненными”. “Они обычно изображались в изодранной одежде или в одежде, указывающей на определенное классовое положение или род занятий, например, как слуги или издольщики. Так что прекрасная фотография этой пары в Гарлеме, разодетой в пух и прах, сделанная Джеймсом Ван Дер Зее, — это демонстрация достоинства.

И многие люди не привыкли думать о чернокожих в таком ключе”, — говорит она. “Важно также сказать, что, конечно, чернокожие люди знали, что наше достоинство является неотъемлемым и неизбежным, а не тем, что нужно заслужить. Но этот жест и выступление на публичной сцене действительно подчеркивают, особенно для цветных людей, их достоинство.

И, конечно, это была очень радикальная позиция”. Ван Дер Зее был самым успешным фотографом-портретистом, работавшим в Гарлеме в то время. Район Верхнего Манхэттена был центром культуры чернокожих, и горожане-космополиты стекались в его фотостудию Guarantee (которую он открыл вместе со своей женой Гейнеллой Гринли) в своих лучших нарядах.

Его студия была украшена изысканными декорациями: пышными коврами и одеялами, перилами с замысловатой резьбой и накидками. По словам историка Бриджит Р. Кукс, его студия стала “театром для самопрезентации”. Ван Дер Зее также посещал дома, школы и церкви, чтобы запечатлеть личные события, в том числе крещения и свадьбы.

Во всех этих встречах одежда была неотъемлемой частью представления о достатке, комфорте и статусе. Одежда также занимала центральное место в творчестве художников той эпохи, особенно в работах Лоры Уилер Уоринг, Арчибальда Дж. Мотли-младшего, Уильяма Х. Джонсона и Палмера Хейдена.

В 1944 году Уилер Уоринг, мастерски рисовавшая интерьер своих натурщиц, нарисовала певицу и активистку движения за гражданские права Мэриан Андерсон в ярко—красном платье с открытыми плечами, расклешенными рукавами и шлейфом, с накрашенными в тон платью ногтями, подчеркивающими задумчивое положение ее рук. В фильме “Девушка в розовом платье» (ок. 1927), ”юная натурщица одета в роскошное шифоновое платье с россыпью розовых и белых цветов, ниспадающих каскадом на ее левое плечо“, а на картине ”Девушка с гранатом» (около 1940), «белый воротник с вырезами большого размера надет поверх приглушенного коричневого платья, как бы направляя внимание зрителяон пристально смотрит ей в лицо. “Здесь царит глубокое уважение к личности”, — говорит Линн. “Огромная глубина того, насколько серьезно они относились к своим натурщикам, независимо от имени, независимо от должности, — это, по-моему, настоящий подарок для меня, что многие люди могут относиться к себе с такой красотой и серьезностью, и что их жизни могут быть записаны таким образом, который был поддержан, вопреки другие виды изображений, которые появлялись в то время с помощью других средств массовой информации”. Конечно, одежда также использовалась символически, чтобы подчеркнуть сохраняющееся неравенство, царившее в ту эпоху.

На картине Хейдена “Дама из Гарлема” (около 1930 года) изображена пожилая женщина в синем вечернем платье, украшенном жемчугом, белых чулках и туфлях, сидящая в своей гостиной с собакой у ног. Но, как отмечает Кук в каталоге выставки, “несмотря на то, что она ведет себя как успешная женщина и обладает традиционными атрибутами привилегий и досуга, она по-прежнему придерживается евроцентричных ограничений, которые влияли на ее повседневную жизнь, таких как ее яркие чулочно-носочные изделия светлых тонов, которые, вероятно, были ориентированы на белых потребителей как ‘натуральный телесный оттенок’ от производителей, которые в то время не выпускали продукцию в оттенках, которые соответствовали бы оттенку кожи чернокожих женщин”. Эти сопоставления рассматриваются в пятисерийном подкасте “Мода и портретная живопись” (доступен на любом сервисе потоковой передачи подкастов), в котором с Линн беседуют шеф-повар и модный критик Washington Post Робин Гиван.

Первые два эпизода выйдут 20 февраля, за ними последуют серии, посвященные “Искусству и литературе” (5 марта), “Музыке и ночной жизни” (12 марта) и “На пороге гражданских прав” (19 марта). Значительная часть картин, скульптур и работ на бумаге, представленных на выставке, предоставлена в аренду исторически негритянским колледжам и университетам (HBCU), включая Художественный музей Университета Атланты Кларка, галереи университета Фиска, художественный музей Хэмптонского университета и художественную галерею Говардского университета.

Выставка проводится более чем через полвека после скандальной выставки 1969 года “Гарлем в моих мыслях: культурная столица Черной Америки, 1900-1968”, которая вызвала бурю протеста из-за преобладания газетных вырезок и фотографий чернокожих лидеров и выдающихся жителей Гарлема вместо работ чернокожих художников. С тех пор Метрополитен-музей значительно расширил свою коллекцию работ чернокожих художников эпохи Гарлемского ренессанса, включая картины Аарона Дугласа, Элизабет Кэтлетт и Чарльза Олстона.

А в 2021 году музей основал архив Джеймса Ван Дер Зее в партнерстве с музеем-студией в Гарлеме. “Теперь наше отношение к обществу и потреблению совершенно иное”, — говорит Линн. Работы, созданные чернокожими художниками в эпоху гарлемского ренессанса, “происходят по мере распространения изображений смерти [чернокожих людей].

Белые сообщества присылают открытки с изображениями линчеваний и изуродованных тел [чернокожих]. Таким образом, сопоставление этих очень нежных, вдумчивых изображений наводит на противоположные размышления. Эти работы не появляются на пустом месте. Они живут в окружении дискурсов, установок, ожиданий. И если задуматься, то именно тогда становится понятным то вмешательство, которым занимались эти художники”.




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Наверх ↑
  • Категории
    • Болезни и вредители (36)
    • Новости (2032)
    • Полезные свойства и вред (33)
    • Садовый инвентарь (18)
    • Удобрения (30)
    • Цветы (32)
  • Свежие статьи
  • Свежие комментарии
  • Товары для дачи