Опубликовано 15.11.2024 | Автор: Администратор
0Вспоминая Айрис Апфел: Модный куратор вспоминает ее показ в Метрополитен-Опере
“Вы сделали меня самой старой старлеткой в мире”. Так сказала Айрис Апфел после ошеломляющего успеха посвященной ей выставки Института костюма в Музее Метрополитен. Бывший куратор Института костюма и исследователь моды Гарольд Кода вспоминал о своей субботе. “Я бы не назвала то, с каким удовольствием Айрис одевалась, хобби, если только вы не думаете о Матиссе как о любителе, который вырезал из цветной бумаги для развлечения. Наряжаться для Айрис было призванием.
У нее действительно было хобби — ходить по магазинам. Не мы с тобой ходим по магазинам, а охотники за крупной дичью. Возможно, она и выглядела как райская птица, но на охоте она была хищником. ” Происхождение не имело значения для Апфель, потому что она была независимым мыслителем и творческим человеком. “Все было основано исключительно на визуальном эффекте”, — сказала Кода, вспоминая, как однажды она сочетала розовый жакет от Lanvin со всеми этими бирюзовыми украшениями, привезенными с юго-запада, Тибета и других стран назначения. “Дело было не в сочетаемости. Речь шла о том, что в совокупности делает это заявление самым убедительным.
Она была совершенно оригинальна в этом плане. Правила на самом деле к ней не применялись.“ Эстетические принципы Апфель не были сформулированы традиционным образом, и ее покупки не были продиктованы тем, откуда что-то было привезено или было ли оно дорогим, говорит Кода, которая в 2005 году организовала показ “Rara Avis: избранное из коллекции Айрис Апфель” в Институте костюма в Метрополитен-Опере.
Это еще больше усилило ее популярность и сделало Апфель первым из ныне живущих людей, не являющимся дизайнером, чья одежда и аксессуары были выставлены в музее. Именно современный историк моды Кэролайн Милбэнк обратила внимание Koda на тот факт, что “величайшая коллекция модных аксессуаров в этой стране, а не изысканных украшений — сумок, бижутерии, шляп и перчаток — принадлежала этой женщине, которая жила в Нью-Йорке”. Из—за осторожности Милбанка Кода не знала, кто такой Апфель, и скрыла эту информацию, а позже, когда очередная выставка не состоялась, Коде понравилась перспектива впервые провести показ аксессуаров, а не ювелирных украшений, в Институте костюма.
Во время его первого визита в квартиру Апфель было трудно определить ее размеры, поскольку коробки с одеждой, которую она приобрела за эти годы, занимали большую часть трех спален и гостиной. Частью того, что сделало коллекцию Апфель такой исключительной, был контекст, в котором она была представлена — на ней самой. “Она собрала воедино все эти различные узоры, цвета, эпохи и культуры, и в итоге получилось нечто совершенно ясное”, — сказала Кода. “Как историк костюма, я подумала, что она была настоящей американкой”. На открытии выставки в Метрополитен-Опере, после того как Апфель продемонстрировала послу Туниса в ООН тунисскую свадебную тунику, из которой она сделала нарядный вечерний ансамбль, он сказал: “За тысячу лет ни одна тунисская невеста не была одета так красиво”. В отличие от “стиля сильной личности” Анны Пьяджи или Изабеллы Блоу, — говорит Кода, — у Айрис, какой бы эксцентричной она ни была из-за смелости и многослойности своих работ, все же был графический принцип.
Это никогда не выглядело диссонансом”. На выставке антиквариата в Коннектикуте Апфель заметил две руки манекена, которые были “прекрасны. Но кому нужны две руки манекена?” Кода сказал. “В другом сарае она нашла четки для санто, одного из тех религиозных деятелей, с бусинами размером с шарики жевательной резинки, которые были сделаны из дерева того же оттенка, что и стрелки, которые она только что купила.
На показе она использовала их, когда руки манекенщиц сжимали друг друга. Она купила вещи, которые ее заинтересовали, не для того, чтобы они подходили друг к другу. Это была случайность, что все сходится.” Во время показа “Rara Avis” Кода посоветовала: “Не пытайтесь делать это дома», потому что остальные из нас могут создать что-то, что мы считаем искусным способом, но это не будет выглядеть так наглядно, как это всегда делала Айрис”. Несмотря на то, что выставка вывела Apfel’s на новый уровень поддержки и заключения сделок с влиятельными людьми, она была больше посвящена тому, как создавалась коллекция, чем отдельным дизайнерам, которые ее составляли. “Тот факт, что коллекционер была художницей, которая взяла все эти вещи из своей модной палитры, означал, что в конечном итоге она стала самостоятельным произведением искусства”, — сказала Кода.
Несмотря на то, что он подбирал все материалы в соответствии с критериями Met, предъявляемыми к материалам, достойным музея, он попросил Апфель разработать стиль манекенов, чтобы создать свою собственную историю. Многие ошиблись бы, если бы подумали, что великие модницы “самовлюбленны, тщеславны или похожи на кукол-болванов”, но, по словам Кода, те, кто способен привнести в моду что-то действительно оригинальное, по-настоящему умны. Непревзойденная собеседница за ужином, которая поддерживала необычные беседы, Апфель “не переставала рассказывать истории». ”Во время своих многочисленных путешествий она всегда встречалась с людьми и расширяла свой широкий круг друзей.
По словам Кода, в ее рассказах был случай, когда сутенер с Таймс-сквер предложил ее мужу Карлу наличные за его «Феррари», а Айрис была в гостях у Дюка Эллингтона в студии звукозаписи. И тот, когда она уговорила ирландского антиквара продать ей кольцо эпохи Птолемеев, которое когда-то принадлежало королю Фаруку, хотя мэр Дублина зарезервировал его для предстоящего визита Великого ребе Иерусалима. Даже в свои 90 лет она была создана для социальных сетей не только из-за своей исключительной личности, но и потому, что ее проницательный взгляд на мир был неиссякаемым источником эпиграмматических высказываний.
Она была Оскаром Уайльдом в очках Google. И, несмотря на свой возраст, она обладала удивительной способностью находить общий язык с молодежью, особенно с подростками. Для задающих вопросы подростков ее послание “Будь смелым, выражай себя, заявляй о своей оригинальности” нашло отклик», — сказала Кода. По словам Кода, стройность и рост Апфель позволили ей создать несколько смелых силуэтов, например, она обычно надевала плащ в качестве платья, как это любил делать другой эксперт по американскому стилю, С.З. Гест.
Даже поездки за город на выходные не могли помешать Апфелю отправиться за покупками. В начале 2000-х годов, когда он отправился навестить Коду в северной части штата Нью-Йорк, “он совершил ошибку”, отправившись с ней на блошиный рынок в Стормвилле, вместо того чтобы высадить ее.
К тому моменту на рынке продавались в основном дешевые джинсы из Шри-Ланки и с фабрик в стиле Home Depot. — Вы не нашли ничего на чердаке дома на Гудзоне. Я пытался отговорить ее. Для нее поездка за город ничего не значила — она занималась покупками. То, что должно было занять один час, превратилось в трехчасовую прогулку. Зайдя за три прилавка на блошиный рынок с сотнями прилавков, она обнаружила подделки мини-сумок Kate Spade через плечо всех этих полосатых узоров и расцветок и поторговалась с продавцом, чтобы тот продал их по 3 доллара за шесть штук. “Она так любила торговаться.
Меня это расстраивало. Но такой уж она была, неважно, высокого класса или низкого, она просто торговалась с вами, как торговец коврами 18-го века”, — сказал Кода. “К тому времени, когда мы привезли ее обратно в Нью-Йорк, в нашем универсале уже нельзя было пользоваться зеркалом заднего вида”.